Налоговый кодекс vs Конституция России

Неожиданно для себя обнаружил, что Налоговый кодекс Российской Федерации противоречит Конституции. Причём конкретно так противоречит.

Вот что написано в ней. (Привожу не по порядку.)

Статья 73
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Иными словами, есть вопросы федерального ведения (это статья 71 Конституции), есть — совместного ведения (статья 72 Конституции). По первым могут приниматься только федеральные нормативные акты, по вторым — федеральные и не противоречащие им региональные. А всё, что не входит туда — исключительная компетенция субъектов РФ. Пожалуй, единственное исключение — вопросы местного значения, их он решать не имеет права. Для этого есть органы местного самоуправления.

Так вот. Смотрите дальше:

Статья 72
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
<…>
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации

Внимание. В совместном ведении — установление общих принципов налогообложения.

Есть другая статья Конституции, которая говорит про налоги (в контексте разделения полномочий):

Статья 75
<…>
3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

И, ближе к концу, кое-что про местное самоуправление:

Статья 132
1. Органы местного самоуправления самостоятельно… устанавливают местные налоги и сборы

Если сопоставить эти нормы, итог получается следующий. Российская Федерация устанавливает:
1. Общие принципы налогообложения (и сборов) на всей территории России;
2. Систему налогов, уплачиваемых в федеральный бюджет.

И — всё. На этом кончаются полномочия Российской Федерации и начинаются — субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Всё что угодно, что не относится к вопросам общих принципов налогообложения и системы федеральных налогов. Например: виды региональных (и местных) налогов, порядок их уплаты и налоговые органы, налоговые ставки и так далее. Ещё раз: всё это вопросы исключительной компетенции субъектов РФ и муниципалитетов. Именно у них — полнота государственной (и муниципальной) власти.

А теперь давайте посмотрим, к чему сводится эта полнота. Для этого заглянем в Налоговый кодекс Российской Федерации. Прежде всего в статью 12:

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

Опа!.. Раз — и одной строчкой вырубили 95 % конституционных полномочий.

Но это ещё не всё. Давайте посмотрим абзац 3 пункта 3 той же статьи:

При установлении региональных налогов… определяются… следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Вот как. Нормально, да? То есть вся «полнота» власти сводится к праву определять:

  • налоговые ставки,
  • порядок уплаты налога,
  • сроки уплаты налога.

Да и то лишь в том случае, когда Налоговый кодекс молчит на эту тему. Класс…

На самом деле, этим дело не исчерпывается. В конкретных статьях кодекса субъектам РФ даётся также право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования (см., например, часть 3 статьи 356, абзац 2 статьи 372 НК РФ) и некоторые другие плюшки: скажем, не устанавливать отчётные периоды по транспортному налогу или освободить отдельных его плательщиков от уплаты авансовых платежей по этому налогу; устанавливать некоторые особенности порядка определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов (и почти то же в отношении объектов налога на имущество физических лиц), не устанавливать отчётные периоды или освободить от уплаты авансовых платежей по этому налогу отдельных плательщиков.

Ну хорошо, федеральный закон даёт не 5 %, а 8 % того, что говорит Конституция. Разве это принципиально меняет картину? Нет.

Вот с чего нужно начинать налоговую реформу. Необходимо привести действующее регулирование в соответствие с Конституцией Российской Федерации.

P. S. от 26.06.2015 г. Картина сильно неполная, поскольку у субъектов есть определённые полномочия в отношении федеральных налогов. Плюс есть патентная система налогообложения; там тоже определённые особенности. Но, повторюсь, принципиально сути это не меняет.