5 заметок с тегом

государственная власть

О привилегиях выборных должностей

О том, что так называемый народ оторван от так называемого государства, говорится много. И, безусловно, эта проблема есть и её нужно решать. Если бы на законодательном уровне (или на уровне референдума) было бы закреплено, что любые вопросы о привилегиях выборных должностных лиц должны решаться исключительно на референдуме, отчасти она бы исчезла.

Понятно, что привилегии — не единственное, что манит во власть. Кому-то это вообще безразлично. Но последних, увы, не 100 %, что весьма плохо. А вот если бы, идя во власть, человек понимал, что никаких преимуществ в своей бытовой жизни он не получит, то такая категория людей просто потеряла бы интерес к этому. Служебная квартира — безусловно, вынужденная необходимость. А вот служебный автомобиль, тем более с мигалкой, не нужен. Хочешь знать реальные проблемы народа? Будь с народом. Стой ежедневно в пробках, посети в час пик метро, пообщайся с полицейским как обычный человек. Прочувствуй те проблемы, которые люди реально испытывают. Нарушил закон и был застигнут при этом? Будь любезен: протокол, штраф и прочее. Ты всего лишь депутат (или президент), ты существуешь на этой должности потому, что мы так решили. Ты наш слуга. Вот и существуй в тех же условиях, что и мы. Но если мы тебе позволим их улучшить, так и быть.

Вообще идеально — если голосование по этому вопросу идёт одновременно с голосованием за кандидатов. Тогда может получиться, что «за» проголосовало 100 %, но по персоналиям назначается второй тур. А может случиться и другое: выбран-то человек выбран, но никаких бытовых преимуществ он таки не получает. Риск последнего отсеивает тех, кому это важно. А возможность первого помогает избирателям понять: мы голосуем за плюшки для должности, а не для конкретного индивида.

Мне кажется, зарплата должна определяться похожим образом. То есть она, конечно, не может быть ниже МРОТа. И индексироваться должна. Но никто, кроме народа, не должен иметь права определить, сколько денег пойдёт в каждый депутатский или президентский карман.

2015   выборы   государственная власть   мысли

Что такое правительство России?

Конституционную роль президента России я уже показывал, перечислив цели его деятельности и полномочия, которыми он для этого наделён. Теперь сделаем то же самое с российским правительством. (Ориентируемся, опять же, на конституцию.)

Прежде всего — для чего оно нужно? Итак, цели:

  1. Осуществляет государственную власть (ст. 11, ч. 1).
  2. Обеспечивает (наряду с Президентом Российской Федерации) осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ст. 78, ч. 4).
  3. Осуществляет исполнительную власть Российской Федерации (ч. 1 ст. 110).
  4. Обеспечивает исполнение федерального бюджета (ст. 114, ч. 1, п. «а»).
  5. Обеспечивает проведение единой финансовой политики (ст. 114, ч. 1, п. «б»).
  6. Обеспечивает проведение единой кредитной политики (ст. 114, ч. 1, п. «б»).
  7. Обеспечивает проведение единой денежной политики (ст. 114, ч. 1, п. «б»).
  8. Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры (ст. 114, ч. 1, п. «в»).
  9. Обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки (ст. 114, ч. 1, п. «в»).
  10. Обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования (ст. 114, ч. 1, п. «в»).
  11. Обеспечивает проведение единой государственной политики в области здравоохранения (ст. 114, ч. 1, п. «в»).
  12. Обеспечивает проведение единой государственной политики в области социального обеспечения (ст. 114, ч. 1, п. «в»).
  13. Обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии (ст. 114, ч. 1, п. «в»).
  14. Осуществляет меры по обеспечению обороны страны (ст. 114, ч. 1, п. «д»).
  15. Осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности (ст. 114, ч. 1, п. «д»).
  16. Осуществляет меры по реализации внешней политики Российской Федерации (ст. 114, ч. 1, п. «д»).
  17. Осуществляет меры по обеспечению законности (ст. 114, ч. 1, п. «е»).
  18. Осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан (ст. 114, ч. 1, п. «е»).
  19. Осуществляет меры по охране собственности (ст. 114, ч. 1, п. «е»).
  20. Осуществляет меры по охране общественного порядка (ст. 114, ч. 1, п. «е»).
  21. Осуществляет меры по борьбе с преступностью (ст. 114, ч. 1, п. «е»).

Для этого всего — ему даны следующие полномочия:

  1. Ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности перед Государственной Думой (ст. 103, ч. 1, п. «в»; ст. 114, п. «а»).
  2. Обладает правом законодательной инициативы (ст. 104, ч. 1).
  3. Даёт заключения на законопроекты, предусматривающие выплаты, покрываемые за счёт федерального бюджета (ст. 104, ч. 3).
  4. Разрабатывает федеральный бюджет (ст. 114, ч. 1, п. «а»).
  5. Представляет федеральный бюджет Государственной Думе (ст. 114, ч. 1, п. «а»).
  6. Осуществляет управление федеральной собственностью (ст. 114, ч. 1, п. «г»).
  7. Представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета (ст. 114, ч. 1, п. «а»).
  8. Осуществляет иные полномочия, возложенные на него, в том числе федеральными законами и указами президента (ст. 114, ч. 1, п. «е»).
  9. На основании и во исполнение нормативных актов большей юридической силы издаёт постановления (ст. 115, ч. 1).
  10. Обеспечивает исполнение изданных постановлений (ст. 115, ч. 1).
  11. На основании и во исполнение нормативных актов большей юридической силы издаёт распоряжения (ст. 115, ч. 1).
  12. Обеспечивает исполнение изданных распоряжений (ст. 115, ч. 1).
  13. Слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом (ст. 116).
  14. Может подать в отставку, которая принимается или нет президентом (ст. 117, ч. 1).
  15. Если после досрочного прекращения полномочий президент дал соответствующее указание, продолжает работу (ст. 117, ч. 5)
  16. Может направлять в Конституционный Суд РФ запросы о соответствии Конституции РФ (ст. 125, ч. 2):
    • Федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
    • Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
    • Договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
    • Не вступивших в силу международных договоров РФ.
  17. Может направлять в Конституционный Суд РФ запросы о толковании Конституции РФ (ст. 125, ч. 5).
  18. Может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ст. 134).

Отдельно можно упомянуть и полномочия Председателя Правительства Российской Федерации:

  1. Предлагает кандидатов на должность (на освобождение от должности) своих заместителей и федеральных министров (ст. 78, п. «д»; ст. 112, ч. 2), а также структуру федеральных органов исполнительной власти в течение недели с момента назначения (ст. 112, ч. 1).
  2. Осуществляет полномочия Президента России, когда сам он этого делать не может (ст. 92, ч. 3).
  3. Определяет основные направления деятельности Правительства РФ (ст. 113).
  4. Организует работу Правительства РФ (ст. 113).
  5. Может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ (ст. 117, ч. 4).
2015   вспомогательные материалы   государственная власть

Исповедь депутатов

Тут недавно в Государственную Думу был внесён законопроект № 811630-6 о порядке внесения поправок в уголовный и уголовно-процессуальный кодексы России. Идея в том, чтобы запретить принимать эти поправки иначе, чем отдельными законами. Скажем, закон о нежелательных организациях не соответствовал бы данному требованию.

Выглядит, конечно, забавно. Вдумайтесь только: депутатам, которые раньше уже голосовали за «совмещённые» законы, предлагается принять документ, запрещающий им же самим делать это в будущем. Первый вопрос, который приходит на ум: а что мешает уже сейчас действовать так?

На самом деле, законопроекты могут вносить не только депутаты: есть ещё президент, правительство, члены Совета Федерации, «высшие суды», законодательные органы субъектов Российской Федерации. Да и сама Государственная Дума — это 450 человек, только 15 из которых числятся в профильном комитете. Так что, пожалуй, это лучший способ сказать всем, что теперь всё будет иначе. (Хотя, по моим ощущениям, намного больше для превращения Уголовного кодекса России из юридического документа в политический лозунг сделали именно депутаты; так что достаточно было просто объяснить: мол, господа, хватит, ведь там, внизу, есть люди, которым жить по написанным нами законам.)

Но остаётся другой вопрос: а чем вообще «совмещённые» законы хуже «обособленных»?

Авторы видят несколько проблем. Если их проанализировать внимательно, то все они сводятся к несовершенству регламента Государственной Думы. У комитета якобы нет возможности противодействовать глупым поправкам в кодексы:

Уже были случаи, когда другие комитеты одобряли самостоятельно инициативы, содержащие поправки к уголовному законодательству, говорит соавтора проекта, члена комитета по уголовному законодательству Юрий Синельщиков (КПРФ). Он признаёт, что их пока немного и чаще всего комитет по уголовному законодательству назначают соисполнителем. «Однако для профильного комитета наше заключение необязательно», — отмечает коммунист.
Софья Самохина. Уголовный кодекс взяли под охрану

Наверное, это самое филигранное признание со стороны государственной власти огромной доли тупизны существующего законодательного процесса и, во многом, прежней избирательной системы (которая, к счастью, на ближайших выборах применяться уже не будет).

Дело в том, что парламент — это представительный орган. Слово «представительный» означает: там сидят представители избирателей. Каждый раз, думая о том, голосовать ему за или против, депутат должен держать в голове вопрос: а решит ли это проблемы моих избирателей? И абсолютно неважно, что там утверждает ответственный комитет, фракция или, тем более, выдвинувшая его политическая партия. У депутата (равно как и члена Совета Федерации и президента) должно быть — своё мнение. Именно для этого и нужны пленарные заседания (не заседания комитетов!): чтобы каждый задал все вопросы, которые его интересуют, после чего отдал свой голос. Если данная проблема его избирателей не затрагивает, депутат воздерживается от голосования. Если закон улучшит или ухудшит их жизнь, голосует соответственно за и против.

Нечто подобное должно происходить и в другой палате Федерального Собрания — в Совете Федерации.

Так ли устроен наш парламент? Так ли работает законодательный процесс?..

2015   государственная власть   мысли

Бюджетная пирамида

Вообще я сторонник той идеи, что, да, полномочия (и бюджеты) надо отдавать в большей степени на местный уровень. И результаты всегда более ощутимы, и чиновники все ближе, и бенефициаров меньше, то есть и времени на общение с ними тоже нужно меньше. Преимуществ много.

Но есть одно «но»: текущие позиции.

У меня, к сожалению, нет статистики по тому, сколько денег получают в совокупности все бюджеты с территории каждого конкретного муниципального образования и сколько денег в каждом из них расходуется. Но точно знаю, что в некоторых расходы больше, потому что налоги в нужных размерах собирать практически не с кого. Это значит, что если предоставить такому муниципальному образованию даже 100 % бюджетных полномочий (и отменить дотации), ему не на что будет содержать дороги, полицию, школу или школы, поликлинику или поликлиники…

Поэтому ни в коем случае перераспределение полномочий не должно быть резким. Ситуации, подобные описанным, нужно исключить полностью. Действовать — исключительно поэтапно. Провести (тоже в несколько шагов, с «пилотными» регионами) реформу государственного аппарата, реформу местного самоуправления, отношений в сфере государственной собственности. В процессе — перераспределять пропорции от налогов между разными регионами.

2015   бюджетное право   государственная власть   мысли

Кто такой президент России?

Совершенно неважно, как зовут этого человека. Намного интереснее другое: зачем он вообще нужен? что он может делать? Единственный правильный ответ может быть основан только на конституции. И она даёт его.

Итак, зачем нужен президент? Каковы цели его деятельности?

  1. Осуществляет государственную власть в Российской Федерации (ст. 11, ч. 1).
  2. Обеспечивает (наряду с Правительством РФ) в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ст. 78, ч. 4).
  3. Является главой государства (ст. 80, ч. 1).
  4. Является гарантом конституции (ст. 80. ч. 2).
  5. Является гарантом прав и свобод человека и гражданина (ст. 80, ч. 2).
  6. В установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ (ст. 80, ч. 2).
  7. В установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране независимости РФ (ст. 80, ч. 2).
  8. В установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране государственной целостности РФ (ст. 80, ч. 2).
  9. В установленном Конституцией РФ порядке обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти (ст. 80, ч. 2).
  10. В установленном Конституцией РФ порядке обеспечивает взаимодействие органов государственной власти (ст. 80, ч. 2).
  11. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней политики государства (ст. 80, ч. 3).
  12. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внешней политики государства (ст. 80, ч. 3).
  13. Представляет (как глава государства) РФ внутри страны (ст. 80, ч. 4).
  14. Представляет (как глава государства) РФ в международных отношениях (ст. 80, ч. 4).

Для всего этого президенту даны определённые конституционные полномочия (их перечень не является исчерпывающим), а именно:

  1. Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (ст. 83, п. «а»).
  2. Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (ст. 83, п. «б»).
  3. Принимает решение об отставке Правительства РФ (ст. 83, п. «в»).
  4. Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка (ст. 83, п. «г»).
  5. Ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального Банка (ст. 83, п. «г»).
  6. Назначает на должность (по предложению Председателя Правительства РФ) заместителей Председателя Правительства РФ (ст. 83, п. «д»).
  7. Освобождает от должности (по предложению Председателя Правительства РФ) заместителей Председателя Правительства РФ (ст. 83, п. «д»).
  8. Назначает на должность (по предложению Председателя Правительства РФ) федеральных министров (ст. 83, п. «д»), в т. ч., если иное не вытекает из вышестоящих нормативных актов, может утверждать структуру органов исполнительной власти (ст. 112, ч. 1).
  9. Освобождает от должности (по предложению Председателя Правительства РФ) федеральных министров (ст. 83, п. «д»).
  10. Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ (ст. 83, п. «е»).
  11. Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Верховного Суда РФ (ст. 83, п. «е»).
  12. Назначает судей федеральных судов, кроме КС РФ и ВС РФ (ст. 83, п. «е»).
  13. Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генпрокурора РФ (ст. 83, п. «е.1»).
  14. Вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генпрокурора РФ (ст. 83, п. «е.1»).
  15. Представляет СФ кандидатуры для назначения на должность заместителей Генпрокурора РФ (ст. 83, п. «е.1»).
  16. Вносит в СФ предложение об освобождении от должности заместителей Генпрокурора РФ (ст. 83, п. «е.1»).
  17. Назначает на должность прокуроров субъектов РФ (ст. 83, п. «е.1»).
  18. Освобождает от должности прокуроров субъектов РФ (ст. 83, п. «е.1»).
  19. Назначает на должность иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров (ст. 83, п. «е.1»).
  20. Освобождает от должности иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров (ст. 83, п. «е.1»).
  21. Назначает представителей РФ в Совете Федерации (ст. 83, п. «е.2»).
  22. Освобождает представителей РФ в Совете Федерации (ст. 83, п. «е.2»).
  23. Формирует Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом (ст. 83, п. «ж»).
  24. Возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом (ст. 83, п. «ж»).
  25. Утверждает военную доктрину РФ (ст. 83, п. «з»).
  26. Формирует Администрацию Президента РФ (ст. 83, п. «и»).
  27. Назначает полномочных представителей Президента РФ (ст. 83, п. «к»).
  28. Освобождает полномочных представителей Президента РФ (ст. 83, п. «к»).
  29. Назначает высшее командование Вооружённых Сил РФ (ст. 83, п. «л»).
  30. Освобождает высшее командование Вооружённых Сил РФ (ст. 83, п. «л»).
  31. Назначает (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания) дипломатических представителей РФ в иностранных государствах (ст. 83, п. «м»).
  32. Отзывает (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания) дипломатических представителей РФ в иностранных государствах (ст. 83, п. «м»).
  33. Назначает (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания) дипломатических представителей РФ в международных организациях (ст. 83, п. «м»).
  34. Отзывает (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания) дипломатических представителей РФ в международных организациях (ст. 83, п. «м»).
  35. Назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом (ст. 84, п. «а»).
  36. Распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ (ст. 84, п. «б»):
    • После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации (ст. 111, ч. 4);
    • В случае если Государственная Дума в течение трёх месяцев после отказа президента согласиться с решением Государственной Думы о выражении недоверия к Правительству РФ повторно выразит недоверие Правительству РФ и Президент РФ не отправит Правительство РФ в отставку (ст. 117, ч. 3).
    • В случае если в ответ на запрос Председателя Правительства РФ перед Государственной Думой о доверии к Правительству РФ, в доверии будет отказано, и Президент РФ не отправит в отставку Правительство РФ (ст. 117, ч. 4).
  37. Назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом (ст. 84, п. «в»).
  38. Вносит законопроекты в Государственную Думу (ст. 84, п. «г»).
  39. Подписывает федеральные законы (ст. 84, п. «д») в течение 14 дней с момента получения (?) от Совета Федерации (ст. 107, ч. 2) или отклоняет его (ст. 107, ч. 3), а при преодолении права вето — в течение 7 дней (ст. 107, ч. 3).
  40. Обнародует федеральные законы (ст. 84, п. «д»).
  41. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении дел в стране (ст. 84, п. «е»).
  42. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренней политики государства (ст. 84, п. «е»).
  43. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основных направлениях внешней политики государства (ст. 84, п. «е»).
  44. Может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ (ст. 85, ч. 1).
  45. Может (если в результате согласительных процедур между органами государственной власти не достигнуто согласованное решение) передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (ст. 85, ч. 1).
  46. Вправе приостанавливать действие актов органами исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ, нарушения прав и свобод человека и гражданина, до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85, ч. 2).
  47. Осуществляет руководство внешней политикой РФ (ст. 86, п. «а»).
  48. Ведёт переговоры [перед подписанием международных договоров РФ] (ст. 86, п. «б»).
  49. Подписывает международные договоры РФ (ст. 86, п. «б»).
  50. Подписывает ратификационные грамоты (ст. 86, п. «в»).
  51. Принимает верительные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей (ст. 86, п. «г»).
  52. Принимает отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей (ст. 86, п. «г»).
  53. Является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ст. 87, ч. 1).
  54. Вводит (в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии) на территории РФ или в отдельных местностях РФ военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 87, ч. 2).
  55. Вводит (при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом) на территории РФ или в отдельных местностях РФ чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 88).
  56. Решает вопросы гражданства РФ (ст. 89, п. «а»).
  57. Решает вопросы предоставления политического убежища (ст. 89, п. «а»).
  58. Награждает государственными наградами РФ (ст. 89, п. «б»).
  59. Присваивает почётные звания РФ (ст. 89, п. «б»).
  60. Присваивает высшие воинские звания (ст. 89, п. «б»).
  61. Присваивает высшие специальные звания (ст. 89, п. «б»).
  62. Осуществляет помилование (ст. 89, п. «в»).
  63. Издаёт указы (ст. 90, ч. 1).
  64. Издаёт распоряжения (ст. 90, ч. 1).
  65. Может созвать первое заседание Государственной Думы ранее 30-го дня после её избрания (ст. 99, ч. 2).
  66. Обладает правом законодательной инициативы (ст. 104, ч. 1).
  67. Подписывает федеральные конституционные законы в течение 14 дней с момента их получения (ст. 108, ч. 2)
  68. Обнародует подписанные федеральные конституционные законы (ст. 108, ч. 2).
  69. Может наделять Правительство РФ полномочиями посредством издания указов, не противоречащих актам большей юридической силы (ст. 114, ч. 1, п. «ж»).
  70. Может отменить постановление или распоряжение Правительства РФ, если оно противоречит Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ (ст. 115, ч. 3).
  71. Может поручить Правительству РФ в случае его отставки осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства РФ (ст. 117, ч. 5).
  72. Может направлять в Конституционный Суд РФ запросы о соответствии Конституции РФ (ст. 125, ч. 2):
    • Федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
    • Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
    • Договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
    • Не вступивших в силу международных договоров РФ.
  73. Может направлять в Конституционный Суд РФ запросы о толковании Конституции РФ (ст. 125, ч. 5).
  74. Может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ст. 134).
2015   вспомогательные материалы   государственная власть