Риторический ответ
Все мы знаем про риторический вопрос — это тот, который (по замыслу его автора) не требует ответа. Навскидку могу назвать несколько их типов:
- проверка на адекватность: закрытый вопрос с вариантами ответов «да» и «нет», выбирая один из которых респондент оскорбляет себя («Ты совсем сдурел, что ли?..»). В этом случае любой нормальный человек может выбрать только второй вариант, соответственно ответ заранее известен;
- провокационный: закрытый вопрос с вариантами ответов «да» и «нет», выбирая любой из которых респондент создаёт условия для очевидного продолжения ситуации заведомо не в свою пользу («По лицу давно не получал?» — «Да» — «Ну так вот тебе!..»; или: …«Нет, недавно получал» — «Значит, плохо усвоил урок; на тебе ещё»). Такие вопросы предупреждают о намерении автора вопроса реализовать то, о чём спрашивается;
- поддерживающий: вопрос, который задаёт сам автор, чтобы отвечать на него далее. Характерен для письменной речи и публичных выступлений. «Риторичность» может подчёркиваться вводящими конструкциями (например, «возникает вопрос»), но и без них он прекрасно себя чувствует;
- завершающий: вопрос, которым оканчивается письменный текст или выступление, ответ на который очевиден из предыдущего повествования (иногда для этого требуется «примесь» опыта или знания законов логики). Характерен для письменной речи и публичных выступлений, однако вполне может проникать и в живой разговор.
Есть и другие категории, которыми, впрочем, лично я не пользуюсь.
Если вопрос не является риторическим, то на него нужно ответить. Такое требование даже справедливо. И правда, спрашивая что-то, человек фактически сообщает о себе информацию: мол, мне нужно узнать то-то. Причём, эта информация может свидетельствовать о степени его зрелости, уровне интеллекта, глубине знания, об интересах и тому подобном, то есть довольно интимная. (Хотя всё, конечно, зависит от ситуации и от содержания вопроса.)
У человека принято действовать «двусторонне». Например, один передаёт другому вещь; второй даёт взамен деньги, другую вещь или хотя бы говорит: «Спасибо». Почему с информацией должно быть иначе?
Можно хотя бы сказать или написать: «Я не буду отвечать» — это тоже информация, которая передаётся как бы взамен полученной. Ещё лучше, если с объяснением, почему, хотя бы кратким («не хочу», «не имею права»). Это ведь то же самое, что поблагодарить за подарок. Представьте: вы дарите человеку орган, вырываете из своего организма, вручаете ему, а он берёт его, молча разворачивается и уходит, оставляя вас умирать в одиночестве.
Примерно то же самое я испытываю, когда задаю вопрос, а человек на него не отвечает.
Ну то есть понятно, что в некоторых не упомянутых случаях вопрос имеет совсем другое содержание, чем то, которое выражено вербально (хотя у меня такого, кажется, не бывает); молчание на допросе тоже совсем не обязательно свидетельствует именно о неуважении к следователю, дознавателю или судье, судьям (хотя можно предварительно сказать, что, мол, пользуюсь 51-й статьёй Конституции Российской Федерации, поэтому на вопросы отвечать не буду — ничего сложного в этом нет); известные люди получают много писем, и у них может физически не хватать времени разбирать каждое (хотя последнее вряд ли касается друзей знаменитости).
Исключая написанное выше, риторический ответ (ответ в форме молчания) — неуважение к тому, кто задал вопрос.