Конфликт интересов Президента
Сегодня Алексей Навальный с гордостью сообщил всем, что подаёт в суд на Владимира Путина. (Исковое заявление на момент публикации находится в открытом доступе.) Причина в том, что он нарушил федеральный закон о противодействии коррупции. Давайте разберёмся, правда ли это.
Фабула в том, что Президент Российской Федерации дал некое поручение. На основании этого поручения Правительство Российской Федерации то ли купило, то ли только собирается купить на сумму 1,75 миллиардов долларов, но не более 157,5 миллиардов рублей облигации общества с ограниченной ответственностью «Западно-Сибирский нефтехимический комбинат», единственным участником которого является публичное акционерное общество «СИБУР Холдинг». 17 % акций этой компании якобы принадлежат обществу с ограниченной ответственностью «Яуза 12», единственным участником которого является Кирилл Шамалов, якобы являющийся членом совета директоров «СИБУР Холдинга» и, одновременно, мужем дочери Владимира Путина. Деньги на покупку облигаций берутся из Фонда национального благосостояния.
Короче, Путин выделил почти 2 миллиарда долларов своему зятю на строительство завода — примерно к этому сводится первое замечание Навального. Оно не единственное. Ведь есть упомянутый выше закон о противодействии коррупции, в соответствии с которым у Путина возникла личная заинтересованность, о чём он должен был уведомить народ Российской Федерации. Вот тут давайте остановимся и посмотрим повнимательнее. (Предположим, Катерина Тихонова и правда дочь президента, что вообще-то не факт.)
У нас действительно есть Федеральный закон «О противодействии коррупции», в части 2 статьи 11 которого написано:
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определённом представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
А теперь внимание. Часть 1 статьи 10 закона устанавливает:
Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Например, статья 11.1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» предусматривает:
Член Правительства Российской Федерации обязан:
сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта;
Или вот, частями 2 и 3.1 статьи 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе» предусмотрено:
2. Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
3.1. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Но, как это ни странно, Президент Российской Федерации не является государственным гражданским служащим. Членом Правительства Российской Федерации он тоже не является. А чем же предусмотрена обязанность президента урегулировать конфликт интересов?
Вот и у меня возник этот же вопрос к истцу.