Музыка как драма

Для меня музыка — драматическое произведение.

Не уверен, что это моя мысль. Но мне нравится, так как позволяет довольно точно предсказать моё отношение к конкретному произведению.

В хорошей драме есть конфликт и развитие. В хорошей музыке их обычно тоже можно найти. «Персонажи» симфоний или сонат — темы, песен — куплеты и припевы. Они сталкиваются, как-то меняются, по мере этого то нарастает, то падает напряжение.

Душная часть поста

Для примера приведу две версии песни «Утоли мои печали»: в исполнении групп Маврин и Aella.

Я попробовал выделить условные уровни напряжённости и назвать по ним соответствующие «этапы» песен. Вот что получилось:

Маврин Аэлла
Первый 0:00—1:59 (1:59) Первый 0:00—1:18 (1:18)
Второй 2:00—3:37 (1:37) Второй 1:19—1:50 (0:31)
Третий 3:38—4:10 (0:32) Третий 1:51—2:21 (0:30)
Четвёртый 4:11—4:48 (0:37) Второй 2:22—3:20 (0:58)
Первый 4:48—5:24 (0:35) Первый 3:21—3:35 (0:14)
Второй 3:36—3:48 (0:12)
Третий 3:49—4:04 (0:15)
Четвёртый 4:05—4:21 (0:16)
Второй 4:22—4:32 (0:10)

У «Маврина» напряжение нарастает почти только вверх. Причём на первые два этапа приходится 2/3 всей песни, затем частота их смены ускоряется.

У «Аэллы» длительность этапов более вариативна (причём на отметку 2/3 выпадает середина 4-го), а последние пять этапов умещаются в 1 минуту 11 секунд — это 1/4 песни. При этом по динамике напряжённости этот вариант тоже разнообразнее.

Так и получается, что, хотя песню написал Сергей Маврин, драму в ней лучше раскрыла «Аэлла». И именно её вариант мне нравится больше.

7 мес