Новый закон об оценке регулирующего воздействия
30 декабря Владимир Путин подписал Федеральный закон № 447-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов».
Я уже немного рассказывал об этой оценке в хвалебной заметке про то, что Новосибирская область за год поднялась в соответствующем рейтинге на 23 позиции. Уверен, что буду писать ещё.
Ну так вот. Федеральный закон. Какие изменения он предусматривает?
Было | Стало |
Оценка регулирующего воздействия проводится в отношении проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности | Оценка регулирующего воздействия проводится в отношении проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающих, изменяющих или отменяющих ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. |
То есть новая редакция сужает круг актов. А из того, что осталось, к тому же, изымает:
а) проекты законов субъектов Российской Федерации, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих региональные налоги, а также налоговые ставки по федеральным налогам;
б) проекты законов субъектов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения.
Как принимали этот закон, отдельная, почти детективная история. После его рассмотрения на комитете текст документа был просто-напросто подменён. В том варианте, который рекомендовался к принятию, изначально не было «изъятия» налоговых законопроектов. Но, видимо, после этого передумали и вместо того, чтобы созывать новое заседание, решили просто заменить все документы на сайте Госдумы — типа так и было.
Но на самом деле, это всё неважно. Федеральный закон противоречит почти любому региональному. Областному закону Новосибирской области точно: он предусматривает, что оценка проводится в отношении проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Да-да, не областной закон противоречит федеральному, а федеральный — областному. Потому что последний имеет бо?льшую юридическую силу. Такой вывод непосредственно вытекает из Конституции:
Статья 76
…
4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
…
6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвёртой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
Пределы ведения Российской Федерации указаны в статье 71 Конституции РФ. Это очевидно не наш вариант. По таким вопросам могут приниматься только федеральные законы. Это очевидно не наш случай.
А вот статья 72, где перечислены вопросы совместного ведения:
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Самое близкое — пункты «б» и «н». Но увы. Оценка регулирующего воздействия — это защита не прав и свобод, а разве что законных интересов. В ходе такой оценки проверяется, не устанавливаются ли избыточные (а не незаконные) обязанности, ограничения и требования. Ну и к системе организации органов государственной власти это, конечно, тоже никакого отношения не имеет, тем более к общим принципам такой системы.
Федеральный закон противоречит областному закону и, следовательно, не подлежит применению.