3 заметки с тегом

ОРВ

Новосибирский портал ОРВ

Оценка регулирующего воздействия — это тот, наверное, единственный, небольшой шажок в сторону демократии, который Россия сделала после Крыма. Там, где эта штука работает хорошо — а такие случаи есть, — он позволяет реально менять вредные для бизнеса нормативные акты или их проекты. В том числе с учётом мнений, поступивших от любых желающих.

Я вхожу в состав экспертного совета Новосибирска по ОРВ. И в этом качестве могу сказать, что у нас в городе не всё хорошо. Одна из проблем — увы, не единственная — в том, что поступает слишком мало замечаний и предложений.

Почему так происходит, легко понять, если зайти на новосибирский портал оценки регулирующего воздействия:

Технически это правильнее называть разделом «Оценка регулирующего воздействия» правового портала мэрии города Новосибирска. Но такое название мне нравится меньше. Отчасти потому, что убожество дизайна тогда кажется менее абсурдным.

Проблема не только во внешнем виде. Проблема в том, что сайт не ориентирован на свою целевую аудиторию. На тех, кто мог бы сказать что-то по делу: такой-то пункт исправить, или решить желаемую проблему таким-то, более эффективным способом, — но не знает про существование этой процедуры или про то, как в ней участвовать. Зайдя на сайт, этот человек так ничего и не узнает.

Вот чтобы было по-другому, создали рабочую группу, которая три месяца (на самом деле, всего один) готовила проект рекомендаций о доработке портала. 3 сентября экспертный совет рекомендации утвердил.

В процессе подготовки мы (я возглавлял рабочую группу) общались с техническим специалистом — нынешние возможности сайта позволяют реализовать большинство предложенных изменений. Так что теперь мяч на стороне мэрии Новосибирска.

5 сентября   Новосибирск   ОРВ

Новый закон об оценке регулирующего воздействия

30 декабря Владимир Путин подписал Федеральный закон № 447-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов».

Я уже немного рассказывал об этой оценке в хвалебной заметке про то, что Новосибирская область за год поднялась в соответствующем рейтинге на 23 позиции. Уверен, что буду писать ещё.

Ну так вот. Федеральный закон. Какие изменения он предусматривает?

Было Стало
Оценка регулирующего воздействия проводится в отношении проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности Оценка регулирующего воздействия проводится в отношении проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающих, изменяющих или отменяющих ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

То есть новая редакция сужает круг актов. А из того, что осталось, к тому же, изымает:
а) проекты законов субъектов Российской Федерации, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих региональные налоги, а также налоговые ставки по федеральным налогам;
б) проекты законов субъектов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения.

Как принимали этот закон, отдельная, почти детективная история. После его рассмотрения на комитете текст документа был просто-напросто подменён. В том варианте, который рекомендовался к принятию, изначально не было «изъятия» налоговых законопроектов. Но, видимо, после этого передумали и вместо того, чтобы созывать новое заседание, решили просто заменить все документы на сайте Госдумы — типа так и было.

Но на самом деле, это всё неважно. Федеральный закон противоречит почти любому региональному. Областному закону Новосибирской области точно: он предусматривает, что оценка проводится в отношении проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Да-да, не областной закон противоречит федеральному, а федеральный — областному. Потому что последний имеет бо?льшую юридическую силу. Такой вывод непосредственно вытекает из Конституции:

Статья 76

4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвёртой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Пределы ведения Российской Федерации указаны в статье 71 Конституции РФ. Это очевидно не наш вариант. По таким вопросам могут приниматься только федеральные законы. Это очевидно не наш случай.

А вот статья 72, где перечислены вопросы совместного ведения:

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Самое близкое — пункты «б» и «н». Но увы. Оценка регулирующего воздействия — это защита не прав и свобод, а разве что законных интересов. В ходе такой оценки проверяется, не устанавливаются ли избыточные (а не незаконные) обязанности, ограничения и требования. Ну и к системе организации органов государственной власти это, конечно, тоже никакого отношения не имеет, тем более к общим принципам такой системы.

Федеральный закон противоречит областному закону и, следовательно, не подлежит применению.

2015   ликбез   ОРВ   право

Новосибирская область в рейтинге ОРВ-2015

Новосибирская область в рейтинге по оценке регулирующего воздействия поднялась с 34-го места (в 2014 году) на 11-е.

Если рассуждать объективно, сам этот рейтинг — величина не очень значимая. Большинству и содержание новости-то не будет понятно.

На самом деле, оценка регулирующего воздействия — это легальная возможность хоть как-то давить на власть, не прибегая к сложным конструкциям типа референдума, многочисленных коллективных обращений и так далее. Правда, лишь по тем вопросам, которые затрагивают бизнес. Но многие из них (не все) одновременно затрагивают и «простых смертных».

Например, закон о тишине и покое, закон о дополнительных ограничениях по времени продажи алкогольной продукции, закон о порядке перемещения машин на штрафстоянки и так далее.

Министерство экономического развития Новосибирской области (которое и проводит пресловутую оценку, точнее выдаёт конечный её результат — заключение) действует довольно адекватно. И к нему прислушиваются. За примерно 2,5-летнюю историю был, по-моему, только один случай, когда учли не все замечания (закон о налоговых льготах наёмным домам), но там отдельная история.

Так вот этот рейтинг, где мы скакнули с 34-го места на 11-е, учитывает не «лояльность», а качество нормативного противостояния угрозам бизнесу. (Если проще — качество «фильтра», который не пропускает вредящие предпринимателям (и инвесторам) нормы.)

К сожалению, на региональном уровне можно сделать не всё. Основную массу антибизнесовых нормативных актов принимают на федеральном уровне, где до сих пор всеобъемлющую оценку регулирующего воздействия ввести не получилось. Но Москва не сразу строилась.

Что можно сделать?

Во-первых, принимать участие в так называемых публичных консультациях. Когда они начинаются или заканчиваются, информация об этом появляется здесь: http://www.nso.ru/page/2485. На страницу можно подписаться; тогда на электронную почту будут приходить периодические уведомления о её обвновлениях. Можно смотреть, касается вас законопроект, по которому проводятся публичные консультации, или нет. Если да — высказаться по тому, что предлагают.

Во-вторых (это относится только к бизнесу), жаловаться. Если вам мешает жить какой-то областной нормативный акт, сообщайте об этом в МЭР НСО (http://www.econom.nso.ru/page/373) или Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Новосибирской области (http://www.ombudsmanbiz.nso.ru/page/65). На этот случай тоже есть некоторые механизмы воздействия. Не буду вдаваться в подробности, но, в целом, они показывают себя положительно.

Ссылки:
1) http://orv.gov.ru/Content/Item?n=11690 — сама новость, там можно скачать доклад с рейтингом и другими данными;
2) http://orv.gov.ru/Regions/Ratings — веб-версия рейтинга;
3) http://econom.nso.ru — сайт Министерства экономического развития Новосибирской области.

2015   Новосибирск   ОРВ