6 заметок с тегом

путешествия

Казань. День 1

Как я уже писал, с 27 мая я немного пожил в Москве, а 31 мая отправился в Казань. Надо сказать, что добирался на поезде. На двухэтажном поезде.

Внутри он выглядит так:

Второй этаж. Не знаю, видно на фотографии или нет, но окна тут довольно низкие. Если встать напротив одного из них и, не наклоняясь, смотреть вперёд, то взгляд упрётся отнюдь не в стекло. Под этим полом находятся купе первого. Попутчица сказала, что там лучше не ездить: когда состав разгоняется, сильно трясёт и очень шумно. Зато там большие окна.

Туалет тоже на первом этаже. Три кабинки. Напротив них контейнеры для раздельного сбора мусора: металл, пластик, бумага и пищевые отходы, стекло.

Поезд приехал около 10:38 по московскому (и по местному) времени.

Куда ещё идти в первую очередь, как не на набережную Казанки. Посмотрел по карте — к ней от вокзала идёт улица Саид-Галеева.

Правда, пройдя по ней, оказываешься на такой набережной:

Но потом ты проходишь Кремлёвский мост:

И попадаешь вот куда:

Формально это всё Кремлёвская набережная, но какова разница!

А это Аллея искусств (там же):

После набережной поднимаюсь к ближайшему общепиту — им оказывается какая-то местная правительственная столовая, хотя на вывеске отчётливо читается кафе «Панорама». А после неё иду в обычный город.

Памятник погибшему солдату (слева) и стела павшим за советскую власть

Оттуда идёт поворот к Миллениум мосту. Вот так он выглядит с набережной:

А так на подходе к нему:

Немного видно, как из-за деревьев проглядывают его «уши». Чуть ближе:

А ещё очень хорошо видно тучу.

В тот день утром, когда прибыл поезд, шёл дождь. Потом он перестал, выглянуло солнце. И вот… Неужели опять? Отчётливо просматривается линия дождя (точнее говоря, их две), и остаётся надежда, что удастся проскочить. Но нет. По самому мосту приходится идти так, чтобы не сорвало «крышу» зонтику, для чего нужно держать его двумя руками навстречу ветру и не поднимать высоко над головой. Поэтому фотографий непосредственно с моста нет. Есть одна, сделанная после:

После этого ещё походил немного по городу и на метро (да, в Казани есть метро; про него напишу в другой раз) вернулся в место временного пребывания. В итоге за 7 часов прошёл около 12 километров.

2017   Казань   путешествия

Красноярск. Первые впечатления

Красноярск — ужасный город. Чтобы понять это, достаточно выйти из аэропорта.

Подозрительные вещи начались даже раньше. Российское законодательство предусматривает такое правило:

Горячее питание предоставляется пассажирам при продолжительности полета воздушного судна свыше трех часов и далее каждые четыре часа — в дневное время и каждые шесть часов — в ночное время.

(абзац пятый пункта 95 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утверждённых приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 года № 82)

Мой самолёт, Тюмень — Красноярск, совершил техническую посадку в Новосибирске. Плановую. Поэтому технически полёта воздушного судна было два: продолжительностью 2 часа 30 минут и 1 час 20 минут соответственно. То есть можно не кормить. Экономия. При этом времени между приземлением и взлётом было так мало, что в Новосибирске я расплатился за еду в аэропорту уже после того, как объявили посадку на второй рейс. К слову, этот самолёт может преодолеть 1650 километров. Примерно столько и разделяет аэропорты Рощино (Тюмень) и Емельяново (Красноярск). Хотя, конечно, на пределе возможностей совершать плановый рейс — не самое лучшее решение. Так что, возможно, всё правильно. Кроме того, что не кормят.

Перед взором выходящего из аэропорта Емельяново предстаёт пустота. То есть имеется парковка, чуть вдали какая-то остановка и всё. Дорога и лес. Причём смотрится это настолько убого, что я даже и фотографировать не стал. Думал, что в городе будет лучше. Вскоре подошёл 201 автобус. Он интересен тем, что прямой и обратный маршрут у него очень сильно отличаются (в аэропорт идёт по северу города, а возвращается значительно южнее). Но об этом стало известно потом. А тогда — лишь бы добраться до города… И где-то через час это даже удалось.

Вот самая первая фотография в Красноярске:

Остановка общественного транспорта «Перенсона», улица Карла Маркса

В тот момент думал, что удалось отразить в ней всю эклектичность, дисгармонию и безвкусицу, суетливость, даже в некотором роде хамство этого города. Но вот сейчас смотрю на неё… Нет, кажется не удалось.

Чуть после заезда прогулялся до набережной. Несколько снимков есть и оттуда:

У самой реки ничего особенно интересного. А чуть дальше, напротив Дворца бракосочетаний (позорнейшее здание! своим видом выражающее единственную мысль: «Молодые, вас ждёт обычное, серое будущее. Смиритесь!»), милейший памятник:

Западнее этого места находится Центральный парк Красноярска. Но вот идти туда с набережной — это метров 500 такого пейзажа:

Впрочем, один момент этой стены — спасибо чувству юмора местных рекламщиков — смог позабавить:

Надпись: Займы под залог. <Телефон.> Предъявителю скидка

Ура! В парк!..

Но нет, что это?

Зверюшки сидят рядом с проходом к обзорной беседке с видом на Енисей. Уже в середине её расположился ещё один… судя по виду, охранник:

Впрочем, вид у ночной реки довольно уныл, так что со сторожами переборщили:

Понятное дело, сезон не туристический. Но я сомневаюсь, что летом что-то кардинально меняется. (Рад буду оказаться неправ.)

Сам Центральный парк в такое время года и при такой температуре (было ниже −30 градусов) тоже не особо примечателен. Вот лучшая из оставшихся неповреждёнными фотография оттуда:

В этом случае время года и температура вмешались, как мне кажется, значительно сильнее. Например, я два раза пересёк железную дорогу (пусть и детскую), ни разу этого не заметив. В парке никого не было. Только какая-то семейная пара взяла коньки напрокат и вышла в них на каток.

Наверное, на этом первый день закончился.

2016   Красноярск   путешествия

Тюмень. Последний день

Формально последним днём в Тюмени было 22 декабря. Но поскольку самолёт улетал утром, никаких прогулок перед выездом в аэропорт не было. Так что расскажу про 21 декабря. Только сначала — про второе место обитания.

Где я жил

Напомню, что с первым местом жительства (Traveler’s Hotel) мне не повезло. Не будучи в состоянии находиться там дальше, выписался в конце первых суток и переехал в мини-отель «Мюсли». Номер «комфорт» стал ещё более комфортным. Если на «родных» фотографиях видно, что там может разместиться до 6 человек, то к моему приезду там осталось всего четыре спальных места:

Завтрак в стоимость номера не входил, но это и не особо нужно: в этом же доме круглосуточный магазин, рядом с ним, за соседней дверью, кафе. Да и вообще в округе есть где позавтракать, пообедать и поужинать. Кроме того, относительно недалеко (правда, не для такой температуры) находится железнодорожный вокзал. Поездка на такси до аэропорта — чуть меньше 400 рублей. А ещё этажом ниже (и двумя этажами ниже тоже) располагается книжный магазин «Читай-город».

Не всё идеально, конечно. Например, номер, доставшийся мне, находился в соседстве со столиком ресепшн. Впрочем, разговоров оттуда доносилось немного. А если сравнить с тем местом, откуда я прибыл — так тут вообще идеальные условия.

Дополнение к записи о 20 декабря

Ходя по городу, вспомнил ещё одну важную деталь, о которой не написал в прошлой заметке о нём. Дома, стоящие вдоль дороги, в горизонтальной плоскости занимают довольно мало места. Поэтому идти мимо них получается быстрее, чем, например, в Новосибирске. И, соответственно, улицы заканчиваются быстрее. Но при этом пространства для прогулок в Тюмени (по меньшей мере в центре и рядом с ним) очень много. Широкие тротуары. Площади, парки. Просто свободное пространство.

Есть и исключения, конечно. К примеру, дом № 7 по Орджоникидзе (справа на фото ниже) стоит чуть ли не на дороге:

Ужасно!

Но всё-таки более характерными для этого города мне кажутся такие виды:

Площадь Единства и согласия, остановка общественного транспорта «Центральный рынок», улица Ленина
Перекрёсток улиц Водопроводной и Хохрякова

Ещё в тот раз я забыл показать пешеходные переходы на улице Республики:

Пешеходный переход на перекрёстке улиц Республики и Семакова

И неважно, что не по ГОСТу. Знаки имеются, так что на земле может быть нарисовано всё что угодно. В данном случае вот это. Узнаваемо для пешеходов и местных водителей.

Ещё один долг со вчера. Довольно примечательное предупреждение о возможном сходе снега:

В Тюмени такое объявление встречается часто.

Теперь возвращаюсь к прогулке.

Прогулка 21 декабря

Вообще из-за холода она получилась не очень продолжительной. Но посмотрел на набережную при свете дня. Ещё скучнее, чем в сумерках:

Мост, кстати, пешеходный. Вот он «изнутри»:

Необычно смотрится — Спасская церковь, соседствующая с филармонией:

Посмотрите на заиндевевшие окна на втором этаже. Кажется, что они нарисованы (как на плакатах, которыми завешивают реконструируемые здания). Вот более крупный план:

Не на фотографиях они похожи на ненастоящие — ещё больше. Поэтому и решил запечатлеть их.

С другой стороны и чуть позже, кстати, церковь выглядит вот так (фотография сделана 20 декабря):

В общем, я могу понять, почему — даже при её недостатках — Тюмень третий год подряд занимает первое место в рейтинге городов России по качеству жизни. (Полный текст исследования 2016 года можно посмотреть по ссылке.)

P. S. Это третья заметка о Тюмени из трёх. Читать вторую (предыдущую). Читать первую (самое начало).

2016   путешествия   Тюмень

Тюмень. Второй день

С номером, в котором я остановился, очень не повезло. Находился он в Traveler’s Hotel и выглядел вот так:

Но всё не так плохо, как кажется на первый взгляд. Всё намного хуже. Там очень душно! Когда спустя два часа непрерывного пребывания стало совсем невмоготу, включил находящийся тут же двуногий вентилятор:

Чтобы хоть какой-то эффект был, пришлось снять пуховик с крючка и положить на пуфик. Правда, стало не сильно лучше. Жуткая духотень никуда не исчезла. Окна́, которое можно было бы открыть, дабы стало чуть лучше, тут просто нет. Вообще боюсь даже представить себе, каково проживать в этой каморке двум людям.

Тому, кто на нижней кровати, ещё очень не повезло со светильником:

Вот из-за этого всего на следующий же день после заселения пришлось в срочном порядке съезжать. (И вообще никому не рекомендую «Индию» в Traveler’s Hotel.) Полдня искал новое, нормальное место. Вроде, нашёл; расскажу про него в другой раз. Но в итоге из-за всей этой канители вышел в город позже, чем хотел. И, по сути, успел только пройтись по местной центральной улице — Республики. Саму дорогу я почти не снимал, а вот здания на ней — да. Вот, к примеру:

Или что-нибудь ещё, что цепляло внимание:

Иногда в кадр попадала и улица:

Тюменская филармония готовится к Новому году по-своему:

А первое здание по улице — это вот:

Кожно-венерологический диспансер.

За ним — набережная Туры:

А на обратном пути запечатлел ещё одно здание (признаться, даже не знаю, что это):

В целом, весьма приятный архитектурный облик, но на светофорах приходится стоять слишком долго, а на переход времени очень мало. В 34-градусный мороз это довольно важно. Впрочем, на тротуарах два раза видел велосипедистов. Один из них зачем-то ехал на заднем колесе.

P. S. Это вторая заметка о Тюмени из трёх. Читать первую (предыдущую). Читать третью (следующую).

2016   путешествия   Тюмень

Тюмень. Первые впечатления

Вчера вечером ненадолго, на несколько дней, попал в Тюмень. Вообще оказываюсь в этом городе второй раз в жизни. Первый был в прошлом ноябре — летел через неё в Салехард. Но тогда пришлось сидеть в аэропорту: за его пределами было слишком холодно, да и никаких интересных мест в ближайшей округе не оказалось. Теперь же, повторюсь, у меня в распоряжении несколько дней.

Ужасный холод, кажется, никуда и не уходил весь год. Зато появилась замечательная возможность посмотреть на вечернюю или, точнее, ночную Тюмень.

Уехать из аэропорта, кроме такси, можно на автобусах трёх маршрутов. Один из них (10-й) идёт на железнодорожный вокзал, второй (тоже 10-й) — туда же, но более коротким, южным маршрутом, а оттуда на автовокзал, в другой конец города, третий же (141-й) — причаливает чуть севернее железнодорожного вокзала (сквер имени Немцова). Насколько я понимаю, проезд на каждом из них стоит столько же, сколько проезд на любом маршруте, не выходящем за пределы Тюмени. Чуть дороже, чем в Новосибирске: 22 рубля против 19. Зато в Новосибирске доехать до аэропорта дороже. Например, на 111э (автовокзал — железнодорожный вокзал — аэропорт) 38 рублей. Но там, по-моему, восемь разных автобусов, не считая межрегиональных, а ещё нечто вроде аэроэкспресса. В общем, уехать можно разными способами. Тут же только на этих трёх автобусах и на такси.

Приятно порадовало, что на тех остановках, где я был, написано не только расписание всех автобусов, но и перечислены все остановки. Жаль, что не стоит карта, на которую бы все их нанесли, но, к примеру, в Новосибирске нет и этого.

Ночная Тюмень почти пуста. Широкие тротуары одиноко протянулись вдоль таких же пустых дорог. Ну вот зачем, зачем в таких условиях продолжать регулирование движения светофорами? Ждёшь 50—80 секунд, когда зелёный сигнал светофора посветит в сторону одной улицы, где никому этот сигнал не нужен (потому что никого там и нет), потом в ещё несколько других таких же, и затем вот тебе, пешеход, 15—16 секунд, чтобы перейти дорогу. Пустую дорогу! А метров через 200 ещё один такой же перекрёсток.

Зато мне понравилось предновогоднее оформление города. Много такого, чего раньше не встречал.

Сегодня попробую прогуляться и сделать несколько интересных фотографий.

P. S. Это первая заметка о Тюмени из трёх. Читать вторую.

2016   путешествия   Тюмень

Омск

Наверное, не самая характерная для Омска фотография, но, во всяком случае, уникальная: именно здесь Омь (слева) впадает в Иртыш.

Город интересный. Приехал туда 22 августа в 7 утра (по местному времени), уехал — 24 в полдень. Почти ничего не успел посмотреть, откуда почти автоматически вытекает: было на что. Много деталей портят общее впечатление (об этом ниже), но много других — наоборот.

Администрация Омска, видимо, нехило так заморочилась, и прямо на её сайте (со ссылками на AppStore и Google Play) висит гид по городу, а также система «Мой маршрут», в которой есть данные обо всех транспортных единицах, находящихся в пути (ещё одна, похожая штука, тоже с сайта администрации, но для устройств большего размера). Можно посмотреть, где находится интересующий вас, например, автобус, и попросить программу сказать, через сколько он будет на нужной остановке. (Точнее говоря, после выбора нужной остановки высвечиваются все маршруты этой остановки, по которым можно сделать прогноз времени прибытия, вместе с этим самым прогнозом. Поэтому если ближайший автобус стоит на конечной, он в этом списке отображаться не будет — проверено. Если вас интересует время должного, а не реального прибытия, то смотреть надо здесь. Ещё я, чертыхаясь, пытался пользоваться мобильной программой «Автобусы». Данные она использует те же, что и в сервисе по предыдущей ссылке.) Кстати говоря, на некоторых остановках периодически откуда-то сверху мужской голос говорит: мол, такой-то автобус — время прибытия 5 минут. Это, конечно, радует. Но попадалось мне это всего два раза.

Благостное произведение производят далеко не все остановки. Вот, к примеру, ближайшая к месту моего ночлега:

Всё обклеено объявлениями. Грязно. Павильон, как видите, находится на удалении от знака, обозначающего остановку, и перекошен. Сидеть там можно, правда холодно. Автобус, к слову, я в тот раз (когда сделал эту фотографию) ждал ровно один час. Теперь впору рассказать о расписании. Цитируется с официального сайта администрации Омска — это советы по выбору остановки:

Во время поиска расписания будет предложен список остановок. Однако список этот может быть не полным, что связано с особенностями организации расписаний по ключевым точкам маршрутов. Если нужной остановки в списке не оказалось, рекомендуем соблюдать следующие правила:

  • Выбирайте остановку, расположенную максимально близко перед нужной, но не после неё. Расписание может соблюдаться не совсем точно, поэтому лучше иметь запас времени до прихода автобуса, троллейбуса или трамвая.
  • Если не помните расположение остановок, выбирайте пункт «Все остановки маршрута».

По данным «Яндекс.транспорта», мой автобус ходит каждые 9 минут. Не знаю, откуда эта информация, но в ближайшей ко мне «ключевой точке» маршрута (остановка «Улица Северная 24-я») он должен появляться, в частности, в 10:59, 11:26 и 12:01. Первый и третий я видел, а второго не было (ну или второй опоздал на 33 минуты). То есть я ждал его с 10:59 до 11:59 — как уже говорил, ровно час. Кстати, под расписанием написано (опять цитирую):

Результаты поиска на данном сайте не являются и не могут являться официальными документами.

А зачем они тогда вообще нужны?..

Зато мне здесь понравились билеты. Даёшь кондуктору деньги — он нажимает какую-то кнопочку на переносном терминале, прикладывает к нему тонкую пластиковую карточку — и из терминала появляется что-то такое:

То есть написан не только номер самого билета, но и номер маршрута, дата и время. Поэтому, в отличие от привычных мне, жителю Новосибирска, их можно использовать в суде, подтверждая судебные расходы. По крайней мере, не вижу препятствий к этому.

Ещё одна местная особенность — у маршруток свои остановки, никак не обозначенные, но люди стоят именно там. Вот, например. Наверное, это называется «не доезжая до „Улицы Рождественского“» (совсем-совсем рядом с железнодорожным вокзалом):

На некоторые автобусы, троллейбусы и трамваи лепят совершенно уродский логотип. Насладиться этим убожеством можно вот в этом видеосюжете.

Улицы очень разные. Например, в районе вокзала, если идти в сторону центра, они представляют собой нечто подобное:

Конкретно на этой фотографии — аккуратно уложенная плитка, широкий тротуар отделён от проезжей части ровно постриженными зелёными насаждениями. Так, конечно, далеко не везде, но всё же это есть.

Севернее центра похожие пейзажи тоже встречаются, но несколько раз я видел и полнейшее фе:

Импровизированные свалки на улице. Тучи объявлений. Куча заброшенных домов (был даже один приспособленный под доску объявлений). Много контор, продающих надгробные камни. Судя по внешнему убранству, некоторые немало на этом зарабатывают.

На набережной Тухачевского скучковались несколько символов города. Кроме показанного выше впадения Оми в Иртыш, это Иртышские ворота, Тобольские ворота (правда, они сейчас стоят в лесах: ремонтируются), Омская крепость (тоже, кстати, в таком состоянии, что прямо на входе повесили предупреждающую табличку: мол, близко подходить опасно, всё в аварийном состоянии). Чтобы до них добраться, надо немного пройти по набережной. Слева всё это время шикарный вид:

Но справа в какой-то момент (в самом начале набережной Иртыша) появляется жуткий монстр:

Дальше, в основном, всё хорошо:

Или вот:

(Кстати, это не гостиница, как мне показалось сначала, а филиал какого-то нефтяного предприятия.) Вообще омская архитектура, во всяком случае в центре, мне понравилась. К сожалению много зданий ободрано временем, в чём есть своя прелесть. Но полюбуйтесь:

Красота же!

В день отбытия поезда я написал письмо, в котором поделился впечатлениями от города (его «концепцией»). Позволю себе процитировать этот фрагмент:

Омск — город привлекательной, даже притягательной архитектуры с обшарпанными стенами, [город] с небольшой продолжительностью трудового дня и времени отдыха, с ровным, пока не пойдёт дождь, асфальтом, а когда пойдёт — с лужами на тротуарах, которые приходится, изловчившись, как-то обходить или перепрыгивать, с загаженными остановками и иногда улицами, с потрясающей набережной, красивыми парками и скверами, со своей историей и культурой, с заполонившими всё маршрутками, город Снегурочки и ожиданий.

Кстати, ретроспецируя, я думаю, что про маршрутки был скорее неправ. Их много, конечно, но не до такой степени. Как бы то ни было, я ехал отдохнуть. Погулял, посмотрел на всё — и получилось. Омск очень, очень далёк от идеала, но всё же прекрасен.

2015   Омск   путешествия