Факты
17 июля инициативная группа представителей КПРФ начала готовить референдум о повышении пенсионного возраста. Вернее, о неповышении. Точная формулировка вопроса, который она хотела вынести на голосование, — согласны ли вы с тем, что в Российской Федерации возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, повышаться не должен?
27 июля ЦИК России признала, что поставленный таким образом вопрос не соответствует закону. Проект заключения, в котором обосновывается, почему, и проект постановления об утверждении этого заключения можно посмотреть здесь. В итоге за него проголосовало 11 из 15 членов комиссии.
Почему ЦИК России принял такое, антинародное решение?
На самом деле, никакое оно не антинародное. Формулировка и правда неудачная.
Вот что написано в заключении:
Предлагаемый для вынесения на референдум Российской Федерации вопрос включает в себя формулировку «возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости» и не содержит при этом какой-либо иной относящейся к данной формулировке характеристики, которая бы с достаточной степенью конкретизировала её содержание для участников референдума. Это относится как к отсутствию указания на определённый возраст, так и к отсутствию определения указанного в вопросе вида пенсии в смысле положений статьи 39 Конституции Российской Федерации.
В частности, создаётся явная неопределённость в отношении содержания предложенного инициаторами для вынесения на референдум вопроса в случае изменения его правового регулирования в ходе реализации инициативы референдума по предлагаемому вопросу.
В общем, в смысле определённости у ЦИК России два замечания:
1) не написано, что имеется в виду государственная пенсия (см. часть вторую статьи 39 конституции);
2) непонятно, о каком возрасте идёт речь.
И если первое небесспорно, то вот со вторым абсолютно согласен. То же самое, только другими словами, я написал 23 июля, когда только узнал об этой инициативе:
Если он состоится, то, вполне возможно, после подписания закона о повышении пенсионного возраста. И, в полном соответствии с решением референдума, больше этот возраст повышать не будут.
Комиссия сделала шаг дальше и спросила, что в этом случае будут иметь в виду избиратели: не повышать относительно нынешнего? или относительно возраста, который будет установлен на тот момент?
Что делать?
Исправить ошибки.
Вот почти тот же вопрос, что предложила КПРФ, только исключающий всякую неопределённость:
«Согласны ли вы с тем, что в Российской Федерации возраст, дающий право на назначение государственной страховой пенсии по старости (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин), не должен повышаться?»
Но идиллию портит слово «повышаться». Если ко дню, когда граждане будут голосовать за или против, возраст уже будет повышен, то такая формулировка утратит смысл.
Поэтому лучше так:
«Согласны ли вы с тем, что в Российской Федерации возраст, дающий право на назначение государственной страховой пенсии по старости, не должен быть выше 60 лет для мужчин и выше 55 лет для женщин?»
Если референдум с таким вопросом состоится и большинство проголосует за, то он автоматически отменит все федеральные законы, которые ему противоречат, и повысить пенсионный возраст можно будет только новым решением референдума.
А ещё лучше…
Вообще с этой формой демократии у нас беда. Кто-то (не сохранил источник) отлично описал этот феномен:
Чтобы провести федеральный референдум, нужно собрать инициативную группу, в которую должны входить региональные подгруппы, созданные более чем в половине субъектов страны. И в каждой такой подгруппе должно быть не меньше 100 человек. Организаторы должны собрать в поддержку референдума не меньше двух миллионов подписей. При этом подписи должны распределяться по субъектам равномерно — не более 50 тысяч подписей на субъект. Если проголосует меньше половины зарегистрированных избирателей, голосование признают несостоявшимся.
К сожалению, всё верно: посмотрите нормы профильного федерального закона о том, как граждане должны готовить референдум и собирать подписи в поддержку его выдвижения. Представляете, какой ужас? А ведь есть ещё вопросы, которые вообще не могут решаться в таком порядке.
А что если на тот же самый референдум, о пенсионном возрасте, вынести вопросы об упрощении процедуры последующих референдумов? Тогда любое идиотское решение власти можно будет (относительно) легко отменить.
Кто-нибудь возразит: но ведь бюджетные расходы! Да, верно. Но тут всё просто: если Госдума с Советом Федерации, правительство и президент будут решать реальные проблемы россиян, а не создавать новые, то таким образом бюджетные деньги они сэкономят.
Идеальный бюллетень для голосования
1. Согласны ли вы с тем, что в Российской Федерации возраст, дающий право на назначение государственной страховой пенсии по старости, не должен быть выше 60 лет для мужчин и выше 55 лет для женщин?
2. Согласны ли вы с тем, чтобы при реализации гражданами Российской Федерации инициативы по проведению референдума Российской Федерации инициативная группа по его проведению могла состоять из одной или нескольких региональных подгрупп численностью не менее 50 человек каждая?
3. Согласны ли вы с тем, чтобы нотариальное удостоверение подписей в протоколе регистрации на собрании региональной подгруппы инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации не являлось обязательным?
4. Согласны ли вы с тем, чтобы исключить из порядка реализации инициативы по проведению референдума Российской Федерации, принадлежащей гражданам Российской Федерации, сбор подписей в поддержку инициативы его проведения?
Я бы ещё добавил туда такие вопросы:
- Согласны ли вы с тем, чтобы на референдум Российской Федерации могли выноситься вопросы, отнесённые Конституцией Российской Федерации и (или) федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти?
- Согласны ли вы с тем, чтобы на референдум Российской Федерации могли выноситься вопросы о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации и (или) Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации?
- Согласны ли вы с тем, чтобы на референдум Российской Федерации могли выноситься вопросы о досрочном прекращении полномочий депутата или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации?